Особенности организации образовательного процесса
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение образования детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Министерством образования и науки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:
· обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
· инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
· адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Кроме этого, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
В Колледже ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
В Колледже созданы условия для обучения лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают педагоги организаторы, педагог-психолог, социальный педагог. Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления, обучения в колледже и трудоустройства.
В рамках выполнения государственной программы Республики Крым «Доступная среда» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым «Симферопольский колледж радиоэлектроники» проведены следующие мероприятия и работы по адаптации колледжа к предоставлению услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения:
- оборудованы входы в учебный корпус, общежитие и столовую доступными для всех категорий инвалидов;
- расширены дверные проемы входной группы в учебный корпус и столовую;
- входная лестница центрального входа обеспечена поручнями с двух сторон, с не травмирующей завершающей частью поручней.
- пандус запасного входа и входа в столовую оборудован поручнями с двух сторон на двухуровневой высоте, непрерывными по всей высоте;
- обеспечена доступность для инвалидов всех зданий колледжа путем приобретения двух мобильных гусеничных лестничных подъемников;
- оборудованы для инвалидов уборные кабины в санитарно-бытовых помещениях: увеличены размеры кабины и ширина дверного проема, размещены крючки для различных принадлежностей, откидные опорные поручни, штанги;
- приобретено оборудование и предметы долгосрочного использования:
а) две скамьи для инвалидов;
б) два стола, регулируемых по высоте для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата;
в) кресло-коляска;
г) комплект Радиогид 1-2;
д) индукционная система ИП1/К1;
е) два беспроводных извещателя, предназначенных для размещения на рабочем месте обслуживающего персонала и информирования о запросе помощи;
ж) две антивандальных кнопки вызова, предназначенных для передачи сигнала на извещатели;
з) две тактильные пиктограммы (размещены возле кнопок вызова).